Покемо́н (яп. ポケモン покэмон, от англ. pocket monster — карманный монстр) — персонаж компьютерной игры, манги, а затем и аниме, созданный воображением Сатоси Тадзири в 1996.

Представляет собой существ, обычно тренируемых для сражений между собой тренерами покемонов. Покемон способен к эволюции, фактически являющейся метаморфозой в совершенно новое состояние. Как правило издают одни и те же звуки с разной интонацией, передавая эмоции, за исключением единичных случаев, таких как, скажем, говорящий котообразный покемон Мяут или созданный путем генетической модификации покемон Мьюту, ставший центральным персонажем первого полнометражного мультипликационного фильма о карманных монстрах. Самый известный покемон — электрический жёлтый мышеобразный покемон Пикачу.

Во время одной серии про парк развлечений (а так же в некоторых других сериях) было показано, что покемоны способны к полноценному общению и могут понимать друг друга, что они не испытывают друг к другу вражды, а лишь покорно исполняют приказы тренера.

ПРЕДЪИСТОРИЯ

Главным создателем и разработчиком идеи «Покемона» является Сатоси Тадзири. Для должного понимания значимости его детища необходимо подробно остановиться на истории жизни столь неординарного человека. Родился Тадзири 28 августа 1965 г. в семье ниссанского торговца и домохозяйки. Ещё в детстве у мальчика проявилась страсть к наблюдению за насекомыми — увлечение, очень распространенное в Японии того времени. Семья Тадзири жила в пригороде Токио, окруженном множеством прудов и лесов, в которых юный Сатоси оттачивал свое мастерство по ловле всевозможной мелкой живности, проявляя при этом не дюжую смекалку и изобретательность, особенно в части самодельных приспособлений для этого.

В конце семидесятых годов поля и луга уступили место торговым центрам с залами игровых автоматов. И тогда мальчика всецело поглотили аркады Сигэру Миямото — создателя знаменитой серии игр Donkey Kong. Поскольку, игровой бизнес тогда ещё только зарождался — не существовало печатных изданий о них. И тогда предприимчивый Сатоси вместе с друзьями создал в 1982 году небольшой фанатский журнал под названием «Game Freak» («Свихнувшийся на играх»), в котором стал писать рецензии на новые игры и публиковать секреты старых. Впрочем, необычное и даже порицаемое в то время увлечение не находило понимания у родителей и представителей старшего поколения, но зато другие дети охотно покупали журнал. В старших классах Тадзири практически забросил учёбу и все свободное время отдавал любимому занятию, что, в последствии, едва не привело к его отчислению из школы. С трудом получив среднее образование, Сатоси, несмотря на уговоры родных и близких, не пошёл учиться ни в колледж, ни университет, а сделал увлечение делом своей жизни, посвятив её игровому бизнесу. К тому времени Game Freak из любительского журнала, фактически, превратился в профессиональное издание с настоящим штатом сотрудников.

Естественно, что человек с фантазией и изобретательностью Тадзири не стал ограничивать себя лишь творчеством на печатных страницах. Как и многие представители его поколения, Сатоси имел собственное представление о «хороших играх» и том, как они должны выглядеть. Поэтому в 1981 г. он принял участие в конкурсе на лучшую игру, организованного компанией Sega Enterprises, и выиграл его. Для этого ему пришлось научиться программировать одноименную приставку, что он сделал самым элементарным способом — разобрал на части и выяснил принцип её работы. В 1984 г. Сатоси пишет статьи об играх в специализированных изданиях, посвящённых игровой платформе NES («Nintendo Entertainment System») и даже появляется в передачах на радио и телевидении. В 1987 году выходит его первая игра для платформы NES — «Quinsy». Через два года Game Freak становится «Game Freak, Inc.» и переезжает из своего небольшого офиса в штаб-квартиру корпорации «Nintendo». В 1990 году новая игра от Game Freak — «Jerry Boy» — получает награду за «Лучший дизайн персонажей» от «Multimedia Grand Prix». Следующие игры — «Yoshi’s Egg» и «Mario & Wario» — тоже становятся очень популярными.

НАЧАЛО

Идеалом Тадзири всегда была игра, которая совмещала в себе приключенческий и RPG-жанры, и где принцип коллекционирования занимал бы главное место. С детства коллекционируя насекомых, он мечтал чтобы все игроки тоже смогли ощутить те же эмоции, что и он. В конце 1980-х Nintendo выпустила карманную приставку Game Boy, одной из возможностей которой было соединять две приставки кабелем и передавать между ними информацию. По легенде, случайно увидев, как жук заполз на соединительный кабель, Сатоси натолкнулся на главную идею, сделавшую, в конечном итоге, современное чудо маркетинга. У него сразу же возникла смутное представление игры, в которой можно было бы выращивать неких существ и обмениваться ими с друзьями.[2] С ней Тадзири пришёл к руководству Nintendo. Но тогда он не мог достаточно внятно объяснить свою концепцию корпоративным чиновникам, и в компании его просто не поняли. Кроме того, сам проект карманной приставки окупал себя плохо и в то время находился на грани закрытия.

Но неожиданно Тадзири поддержал сам Сигэру Миямото, увлечение видеоиграми которого и привело Сатоси к его нынешнему положению. В конце концов, получив с его помощью финансирование, Game Freak в 1990 году приступила к разработке проекта под названием «Покемон».

За долгие шесть лет, которые потребовались Тадзири для создания «Покемона» (пожалуй, первый его рекорд, так как раньше за всю вековую историю Nintendo ещё ни один из проектов не был столь долгим), старый Game Freak практически распался. На протяжении нескольких месяцев у него просто не было денег, чтобы платить своим сотрудникам. Пятеро человек уволились, когда поняли весь ужас их положения. Тадзири не платил даже себе, а жил на средства отца. Возможно, что именно столь напряженная ситуация и помогла мобилизовать весь творческий потенциал. Кроме того, Сатоси и его старый друг и коллега Кэн Сугимори — дизайнер графики и персонажей «Покемона», также с самого начала иллюстрировавший их журнал — были несгибаемы в своем стремлении сделать всё, как полагается, а не выпускать недоделанную пустышку. И раз за разом Nintendo была вынуждена соглашаться с переносом сроков выпуска игры. Объясняя конечную цель работы, Тадзири говорит: «Самое важное, это то, что монстры должны быть маленькими и контролируемыми. Они содержаться в контейнерах, как те монстры, которые внутри тебя, вроде страха или ярости». Но к моменту, как Game Freak закончили Покемона в 1996 году, технология Game Boy уже практически устарела. Ни СМИ, ни спонсорские компании ей не заинтересовались.

Nintendo все таки выпустила игру, хотя не ожидала от неё ровным счётом ничего. Однако, японские дети придерживались иного мнения. Старые приставочные игры устраивали их гораздо больше, чем новейшие высокотехнологичные, часто оказывавшиеся просто не по карману. Сделав перерасчеты, одно из спонсорских издательств решило таки вернуться к «Покемону» и выпустило серию комиксов, с которыми в качестве бесплатного приложения продавались первые обменные карты. В то время, как игры-бестселлеры вроде Final Fantasy захватывали верхние строчки хит-парадов за пару месяцев, а потом падали, продажи Покемона росли хоть и медленно, но не прекращались.

ОСОБЕННОСТИ

Сюжет игры был незамысловат, хотя и содержал немало различных секретов. Главный герой по имени Сатоси (Тадзири сделал героя своим тёзкой) уходил из родного дома в путешествие, чтобы собирать покемонов — загадочных существ, наделенных необычными способностями. Единственная возможность поймать дикого покемона — одолеть его с помощью уже прирученного. В начале игры Сатоси получал одного из трех на выбор от профессора Оака — главного специалиста по покемонам в мире игры. Пойманный покемон при должном обращении быстро становится ручным и в дальнейшем может приручать других. Сражаясь друг с другом, покемоны развиваются — их характеристики растут и открывают новые возможности. Достигнув определенного уровня развития, покемоны могут эволюционировать и превратиться в совершенно новые разновидности.

По пути Сатоси сражался с другими тренерами покемонов, собирал всё новых и новых существ и, в конце концов, мог стать чемпионом. С собой можно было носить не более шести особей, а остальных приходилось оставлять у профессора. Его своенравный внук, названный в честь Сигэру Миямото, был главным соперником Сатоси.

Покемоны подразделялись на пятнадцать категорий: простые, огненные, водяные, электрические, травяные, ледяные, боевые (мастера боевых единоборств), ядовитые, земляные, летающие, психические (экстрасенсы), насекомые, каменные, призраки и драконы. Большинство покемонов принадлежали одновременно к нескольким категориям. Названия их видов представляли собой сложные комбинации японских и английских слов. Изначально в игре было 150 разновидностей покемонов.

Для повышения интереса к игре в Game Freak спрятали в неё несколько секретов. Прежде всего, она была издана в трех версиях — Red, Green и Blue. Каждая из них содержала ограниченный набор покемонов, поэтому собрать их всех можно было только путем обмена через тот самый кабель с владельцами другой версии. Причем, часть покемонов эволюционировала только после обмена, это придало ему особый смысл. Поэтому, истинной сутью игры были не сражения, а дипломатия. Второй секрет был скрыт даже от Nintendo. Втайне от компании Тадзири поместил в программу 151-го покемона — Мью — которого невозможно найти, просто играя. Возможность его поймать включали специальным кодом непосредственно в офисе Game Freak и только тем, кто принесет картридж сохранения со всеми 150 остальными покемонами.

Игроманы старой закалки, конечно, вспомнят, что нечто подобное было и в классическом Wolfenstein — там в одном из лабиринтов была надпись, нашедшим которую id Software тоже давала приз. Но тогда этот принцип не сработал, поскольку взлом компьютерных игр приобрел стихийный характер и определить честно обнаруживших секрет было просто невозможно. Целевой аудиторией «Покемона» же были младшие японские школьники, а не склонные к хакерству подростки. К тому же, взломать Game Boy, как электронное устройство, гораздо труднее, чем компьютерную программу. В результате, по всей стране стали ходить слухи о секретном монстре, доступном лишь избранным, и тайна Мью привлекла дополнительный интерес покупателей.

Всего через несколько недель продажи окупили все расходы на создание игры. Популярность Game Boy достигла небывалых высот, а продажи картриджей за первые два года составили семь миллионов экземпляров — мировой рекорд игровой индустрии! Такой успех объясняет то, что игра оказалась идеальной для школьных перемен: за десять-пятнадцать минут вполне можно было выиграть несколько поединков. Тадзири упорно трудился, чтобы дети не только играли, но и продолжали учиться — дружбе, взаимовыручке, взаимопониманию, ответственности за ближнего. Также, для Сатоси было очень важно, чтобы «Покемон» не содержал насилия. Поэтому монстры не погибают, если проигрывают бой. Они лишь теряют сознание.

Вскоре, многие люди, не раз сталкивавшиеся с поклонниками «Покемона» на улице, заметили другой немаловажный аспект этого увлечения. Цель «Покемона» — поиск существ, их выращивание и превращение в союзников, то есть, фактически — поиск друзей. «Покемон» стал учить детей, пожалуй, самому сложному для современной японской молодежи в стране, где принят конформизм, и все непохожие выделяются, как будто неловкие монстрики.

ПОКЕМОН НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Успешные проекты в Японии очень часто получают дальнейшее развитие в остальных видах массовой культуры. Первого апреля 1997 года на телеэкраны вышел ТВ-сериал «Pocket Monsters», отрисованный на студии «OLM» при финансовой поддержке телекомпании «TV Tokyo», «Nintendo» и «Shogakukan», издавшей мангу по мотивам игры. Кресло режиссёра занял Хидака Масамицу.

На роль главного героя-покемона после большого конкурса был выбран Пикатю — электрический грызун. Название «пикатю» представляет собой объединение японских звукоподражаний «пика-пика» (треск электричества) и «тю-тю» (мышиный писк). В качестве друзей главному герою дали первых же тренеров из игры: Такэси из Пьютера и Касуми из Церулина. Вместе они образовали классическую для аниме «тай» («команду»), которыми путешествуют герои большинства сериалов.

Роль злодеев сериала была отведена Команде «Р» (сокр. от «Ракета»). Эта группировка, занимающаяся воровством покемонов и, попутно, стремящееся к мировому господству, была и в игре. Но герои сериала — комичные, но весьма целеустремленные девушка Мусаси, паренек Кодзиро и говорящий покемон Нясу — впервые появилась непосредственно на телевидении.

Руководство проектом было доверено режиссёру Кунихико Юяме, уже ставшего к тому времи всемирно известным благодаря своему фильму «Виндария», ставшему классикой аниме.

Мгновенная популярность сериала объясняется не только возможностью для детей увидеть любимых героев на большом экране, в отличие от миниатюрного на Game Boy, но и тем, что аниме постоянно давало советы, как лучше играть. В результате столь грамотного подхода, во время пика популярности аниме-сериал смотрело 90 % всех младших школьников Японии.

Рейтинг «Покемона» на TV-Tokyo составляет 14 %, что очень близко к рекорду канала в 18,6 %.

Вслед за сериалом появились и полнометражные анимационные фильмы, первый и второй из которых по кассовым сборам заняли 7-е и 8-е места за всю историю японского проката и принесли соответственно 4,2 и 3,5 млрд иен.Первый фильм собрал за изначальную неделю проката 31,04 миллиона долларов, побив, тем самым, рекорд Титаника в 28,64 миллиона,опередив «Годзиллу» и заняв 4-е место в сборах по всей стране за год.

Но не коммерческий успех, а более сомнительное достижение сделало «Покемона» самым известным и самым обсуждаемым аниме XX века.

Декабрьская трагедия...

16 декабря 1997 года японская служба «Скорой Помощи» была вынуждена работать на усиленном режиме. Со всех концов страны в больницы стали поступать сотни детей с одинаковыми симптомами, напоминавшими эпилептические.

Общее число пострадавших так и не было подсчитано. По отрывочным сведениям, в больницы 30 из 47 японских префектур были доставлены более 730 человек,

Опрос пострадавших детей показал, что резкое ухудшение самочувствия у них случилось после того, как Пикачу стал ярко сверкать глазами. А до этого в сериале несколько секунд демонстрировались разноцветные вспышки, которые по сюжету представляли собой взрыв некоего электронного боезаряда, могущего уничтожить компьютерный вирус.

На следующий день об инциденте знала вся Япония. Тот самый эпизод снова показали по телевизору, чтобы граждане впредь знали, с чем опасно иметь дело. Повторный сеанс вызвал новую волну припадков и ещё несколько сотен жалоб. Возрастной диапазон жертв оказался на удивление широк — от 3-х до 58 лет. По данным министерства образования, симптомы различной степени тяжести обнаружились после передачи у 12950 детей.

Научное обоснование подобного феномена требовало времени для всестороннего изучения, но обывательские оценки не заставили себя долго ждать. Напуганная общественность потребовала от телеканала TV-Tokyo немедленно закрыть сериал, в чём её поддержало японское правительство. Однако дети, которым уже успел полюбиться сериал, были с этим в корне не согласны. Когда TV-Tokyo прекратил трансляцию «Покемона», работа компании была парализована бесчисленными звонками и письмами юных зрителей, настойчиво требовавших вернуть их любимых героев на экраны.

Министерством здравоохранения и социального обеспечения Японии была создана специальная комиссия, в состав которой вошли десять уважаемых экспертов из области психиатрии. Её возглавил весьма авторитетный в японских научных кругах профессор медицинского колледжа в Сайтаме Тосио Ямаути. Комиссия провела тщательное расследование, и только тогда было установлено, что многие из экстренно госпитализированных детей оказались обычными симулянтами, которые, узнав из новостей о происшествии, прикинулись больными, чтобы прогулять школу. Также было выяснено, что непосредственно сериал не несет в себе угрозы, а приведший к трагедии фрагмент был одним из множества аналогичных в других программах на телевидении.

Диаграмма эпилептического воздействия

Для предупреждения в дальнейшем подобных случаев, были установлены жесткие медицинские ограничения по частоте мерцаний.

Между тем, иностранные специалисты из области медицины параллельно с японскими коллегами также занимались исследованием столь необычного случая, и получили весьма интересные результаты. По их мнению, дефекты структур головного мозга могут приводить к эпилептическим припадкам детей во время просмотра ими видеопродукции. Так считают ученые из университета Пизы, которые провели детальное обследование группы детей, больных светочувствительной эпилепсией. Итальянские специалисты выполнили электрофизиологическое обследование пострадавших и обнаружили в их головном мозге участки, которые демонстрировали патологическую активность в ответ на световые раздражители определенной частоты. Дети, не сталкивавшиеся в своей жизни с припадками, реагировали на изменения частот светового импульса вполне адекватно. Ученые установили, что головной мозг некоторых людей может реагировать возникновением припадков на изменения некоторых запахов, звуков, а, иногда, даже гормонального фона собственного организма. Иначе говоря, пострадавшие японские дети ещё задолго до инцидента были больны фоточувствительной эпилепсией. Просто у большинства из них болезнь впервые проявила себя именно во время просмотра злополучной серии.

Хотя светочувствительная эпилепсия — далеко не новое явление, а эффект световых мельканий известен ещё с античных времен, японский инцидент оказался беспрецедентным по своему масштабу, ибо впервые за всю историю телевидения одна передача вызвала подобную реакцию.

После расследования представитель сети TV-Tokyo Хироси Урамото сообщил, что канал принял новые правила телевещания, и, соблюдая все предосторожности, его руководство решило возобновить трансляцию сериала. По словам Урамото, это было сделано по просьбе четырёх тысяч зрителей, позвонивших в редакцию с требованием возобновить показ. 16 апреля 1998 года «Покемон» вернулся к своим благодарным зрителям.

Американская локализация

Пока в мире шли разбирательства японского инцидента, американское подразделение Nintendo создавало английскую версию игры и сериала. Из проекта были удалены большинство ссылок на японское происхождение, поэтому Сатоси стали звать Эшем, Такэси — Броком, Касуми — Мисти, Мусаси, Кодзиро и Нясу — Джесси, Джеймс и Мяут. Пикатю привратился в Пикачу в соответствии с американской транскрипцией. Названия большинства покемонов были также изменены на американский манер. Вместо трех версий игры было решено оставить только две, поровну распределив покемонов между ними.

Отдельное внимание локализаторы уделили цензурированию сериала, поскольку американский менталитет сильно отличается от японского. Например, в Японии считается, что маленький мальчик — это уже мужчина, который должен учиться смеяться над сексуальным подтекстом шуток, даже если он ещё не понимает их истинного смысла. В Америке же одну из серий, в которой был показан конкурс красоты и Кодзиро надевает искусственную грудь, вообще запретили к показу. Вцелом, американская локализация потребовала целый квартал работы и обошлась почти в сто тысяч долларов. Был подготовлен отдельный саундтрек, чтобы помочь американскому зрителю лучше прочувствовать картину. Авторы попытались перевести на английский все, что возможно, включая названия магазинов и улиц, чтобы помочь детям в мельчайших деталях понять мир покемонов. В результате получился сериал, который объединил в себе лучшие элементы японской анимации и музыкальную чувственность западной поп-культуры.

Несмотря на протест некоторых родителей, напуганных событиями в Японии, трансляция сериала в США и продажа игр началась вовремя. Страну моментально захлестнула волна покемании. Все, связанное с сериалом, сметалось с прилавков моментально. Лозунг сериала «Собери их всех!» стал главной фразой 1998 года. Создатели «Покемона» вновь не прогадали: единение Востока и Запада в одном произведении обеспечило невероятный успех и популярность забавных монстров и обаятельных героев.

Сейчас в Америке «Покемон» входит в сотню самых влиятельных персонажей индустрии развлечений. В Нью-Йорке рейтинги утренних показов сериала заметно превышали показатели ежедневных ток-шоу. По результатам проведенного опроса аудитории от 6 до 17 лет, «Покемон» для них — программа номер один. Ежедневно в США сериал смотрит 83 % детей, что лишь немногим меньше, чем в Японии.
Полнометражный фильм «Pokemon. The First Movie: MewTwo Strikes Back» стал настоящим феноменом североамериканского проката. Во время его премьеры телефонная сеть компании Warner Bros. рухнула при уровне 70 тысяч звонков в минуту. Сервер, через который можно было заказать билеты, упал по той же причине. На самой премьере присутствовало более 100.000 человек, причем большинство из них было далеко не школьного возраста.Причем, главную музыкальную композицию к фильму исполнила известная поп-певица Кристина Агилера, после чего этот трек был выпущен специальным изданием.Всего же за 5 дней проката лента собрала $52,1 млн, установив новый рекорд, лишь спустя годы побитый «Шреком 2». Всего в США картина заработала $85,3 млн, став, таким образом, самым прибыльным полнометражным аниме-фильмом американского проката.